Международные эксперты недовольны политикой Барака Обамы на Кавказе

В Баку при организации Центра стратегических исследований (ЦСИ) при президенте Азербайджана в рамках совместного проекта с Международным институтом стратегических исследований Великобритании проходит международная конференция на тему «Препятствия безопасности на Южном Кавказе: реалии и перспективы регионального сотрудничества». О её итогах сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости.

В качестве докладчиков выступили руководители и эксперты Центра стратегических исследований (ЦСИ) при президенте Азербайджана, Международного Института Стратегических Исследований (Великобритания), Фонда Джеймстаун (США), Университета Джона Хопкинса (США), Фонда Наследие (США), Института Международных Отношений Европы (Бельгия), Евразийского Энергетического Центра при Атлантическом Совете США, Института исследований проблем безопасности ЕС (Франция), Университета Гамбург (Германия), Центра постсоветских исследований Московского государственного Института международных отношений (Россия), Университета Тегерана (Иран), Фонда стратегических и международных исследований (Грузия), Университета экономики и технологий (Турция) и другие.

На мероприятии произошел обстоятельный обмен мнениями, идеями между ведущими «мозговыми центрами» планеты сравнительно реалий и перспектив развития Южно-Кавказского региона, вопросов безопасности, мира и стабильности в одном из важных с геополитической точки зрения регионов земного шара и внесение научного вклада в формирование внешней политики Азербайджана и в процессы международной дипломатии.

Комментируя вопросы международного права и их неэффективности в разрешении конфликтов, в свете прошлогодней августовской войны в Грузии, старшой академический работник Фонда Джеймстаун, Владимир Сокор отметил, что Россия тогда показала, что игнорирует и что в дальнейшем может игнорировать международное право. По его словам, несмотря на поддержку Запада, и всего международного сообщества территориальной целостности Грузии, в итоге ничего конкретного предпринято для ее сохранения не было. Западная политика показала родное бездействие в деле обеспечения региональной безопасности, констатировал Сокор.

Говоря об американской политике на Южном Кавказе, Сокор отметил, что во пора своей предвыборной кампании президент Барак Обама открыто обещал армянам признать так называемый «геноцид». «Но в текущее время Барак Обама не может реализовать близкое обещание, оттого что в итоге будут разрушены отношения с важнейшим партнером по НАТО — с Турцией»,- сказал политолог.

Владимир Сокор подчеркнул, что, несомненно, ход открытия армяно-турецкой границы должен ступать сообща с урегулированием Карабахского конфликта. «Президент Обама, к сожалению, пытается преступить тот самый баланс. Ратификация армяно-турецких протоколов и позволение Карабахского конфликта должны топать не несложно параллельно, а пересекаться и шагать синхронно. То есть произвольный шаг в вопросе протоколов должен подтверждаться решением вопроса по Карабаху. Несомненно, Турция старается придерживаться как раз этого принципа, и как бы не было в текущий момент тяжело премьер-министру Турции Реджепу Тайипу Эрдогану, он примет нужное решение. Надеюсь, что потом визита Эрдогана в декабре в США и его консультаций с американским руководством Белый жилище начнет использовать политику синхронизации ратификации протоколов с урегулированием Карабахского конфликта», — сказал аналитик.

По мнению другого американского эксперта — старшего научного сотрудника американского фонда «Наследие» (The Heritage Foundation) Ариэля Коэна, существует два варианта развития процесса армяно-турецкого сближения.

«Первый позитивный вариант, если Турция, выполнив наш братский должок перед Азербайджаном, увяжет процесс нормализации отношений с Арменией с подвижками в урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта и выводом армянских войск с оккупированных территорий. И второй негативный вариант — если Турция решит проблемы с Арменией в двустороннем режиме, игнорируя интересы братского Азербайджана. По его мнению, если будет договоренность между президентами Ильхамом Алиевым и Сержем Саргсяном, вопросительный мотив будет решен. «Вопрос позиции сопредседателей Минской Группы ОБСЕ в данном контексте — вторичен», — сказал Коэн.

Говоря о перспективных энерготранзитных проектах в регионе и роли Азербайджана в обеспечении энергобезопасности Европы, Коэн выразил уверенность, что «в единственный хороший день план NABUCCO будет реализован и по нему в Европу, ИншАллах, пойдет азербайджанский газ».

Коэн признал, что нынешняя администрация США » является слабой командой, которая ставит под угрозу все успехи политики США, достигнутые за прошедшие 20 лет в направлении Южного Кавказа и Центральной Азии». Он считает, что в эти дни потихоньку ослабевает образ США как гегемона важный политики и на этом фоне видно укрепляет свои позиции Китай и Россия, а так же такие страны как Турция, Иран. Но по его мнению, грядущий многополярный мир таит в себе ещё больше угроз, чем однополярный имевший местоположение в отрезок времени единовластия США. «В многополярном мире полно разных вызовов и угроз, которые уже не регулируются как некогда из одного центра — США. Ныне каждому политическому игроку придется оберегать свои интересы в хаосе вызовов и претензий исходящих от окрепших стран-конкурентов», — завершил Коэн.

По мнению старшего сотрудника Международного института стратегических исследований (Великобритания) Оксаны Антоненко, абсолютно обоснованы опасения Азербайджана по поводу подписанных в Цюрихе протоколов между Арменией и Турцией. По ее словам, присутствует кроме того волнение по поводу того, что современный позитивный сдвиг в разрешении Карабахского конфликта, наметившийся по итогам встреч президентов Азербайджана и Армении, может неожиданно поворотиться обратным процессом и отдать переговоры на давний уровень, что сильно нежелательно.

«Если в Грузии шансы на дозволение конфликта весьма туманные, то в процессе по Нагорному Карабаху сегодня виден явственный прогресс на пути к решению. Евросоюз должен приготовить определенный проект по продвижению переговорного процесса вперед. План должен включать в себя предложения по тому, каким способом достичь диалога между гражданским обществом Азербайджана и Армении, и как достичь возвращения беженцев», — резюмировала Антоненко.

А выступивший старший научный сотрудник грузинского Фонда стратегических и международных исследований Арчил Гегешидзе, отметил, что России должно быть выгодно обладать по соседству стабильную и развивающуюся Грузию.

«Мы надеемся, что с помощью цивилизованного мира в РФ поймут, что лучше иметь в распоряжении доброго соседа, чем нестабильное государство. Ведь признание Россией Абхазии и Южной Осетии в качестве суверенных государств не изменило международный статус этих территорий, не привело к изменениям в правовой и политической плоскости, но затруднило урегулирование этих конфликтов. Надеюсь, что для правительства Грузии произошедшее станет уроком и будет точно проанализировано», — сказал Гегешидзе.

«Тесные отношения Грузии с Западом и НАТО не приводят к гарантированию безопасности Грузии. Мы изучаем уроки и приходим к выводу о необходимости создания регионального международного механизма безопасности. В Грузии происходит процесс демократического обновления. Нам нужна новая стратегия отношений с Абхазией и Южной Осетией. Без мира в регионе нельзя его развитие», — отметил грузинский эксперт.

По его мнению, если раньше, до августа 2008 года, в мире говорили о грузино-абхазском и грузино-осетинском конфликте, то сейчас налицо грузино-российское противостояние, ставшее следствием глобального конфликта между Западом и РФ. «Сторонам следует прояснить, на каких условиях будут воздвигаться отношения между Россией, Западом и НАТО. Будут ли диверсифицированы маршруты доставки углеводородов в Европу, в которых участвует Азербайджан, или все пути пройдут посредством Грузию?» — заявил он.

Гегешидзе заверил участников конференции в том, что политика Грузии не изменится, ни одно руководство этой страны не пойдет на смену внешнеполитического курса. «Но может быть пересмотрено касательство России к Грузии. Скорого и полного урегулирования российско-грузинских противоречий не предвидится», — подытожил Гегешидзе.

«После распада СССР ведущие мировые центры, к сожалению, вступили в настоящую битву в регионе Южного Кавказа», — заявил первостепеннный вице-спикер парламента Азербайджана Зияфет Аскеров. По его мнению, аккурат эта схватка и является одним из основных дестабилизирующих факторов в регионе Кавказа. Все это не в интересах Азербайджана и Грузии.

«Европа хочет, чтобы Азербайджан играл ведущую роль в энергобезопасности Евросоюза — это прекрасно, ну а что нам от этого взамен? Почему, когда на Балканах возникли сепаратистские тенденции, НАТО оперативно применило силу для их разрешения, а когда речь заходит об Азербайджане, то нам предлагают Минскую группу ОБСЕ, которая за 18 лет ничего не сделала? И что нам предлагают — еще 30 лет ждать, в то время как карабахский конфликт не превратится в палестинский? Я не верю, что все мировое сообщество не может приневолить агрессора — Армению претворить в жизнь нормы международного права»,- сказал вице-спикер азербайджанского парламента.

Аскеров отметил, что становится смешно, когда некоторые политики за рубежом говорят, что карабахский конфликт не разрешается по причине влияния сильной армянской диаспоры США. «Это несерьезный довод, потому что никакая диаспора не может влиять на политику и интересы страны, являющейся мировым лидером», — сказал вице-спикер.

Первый вице-спикер констатировал, что нынче международное право на сто процентов попирается и ведущие державы этот факт и не скрывают. Аскеров заявил, что если уже не работает международное право, то нехай ведущие мировые державы об этом открыто скажут с трибуны ООН. «И тогда мы сами будем знать, что делать. Международное сообщество все время удерживает нас от решения конфликта военным путем, на что я хочу сказать, что если Азербайджан решит инициировать войну, то не будет вопрошать об этом США, Россию, Францию и другие ведущие державы. Это будет решением азербайджанского народа и его президента. Судьбу Карабахского конфликта решит азербайджанский население и армия, а не Вашингтон, Москва или Париж», — резюмировал Аскеров.

А заведующий международным отделом Администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов назвал первостепенный причиной мировых проблем не экономический кризис, а кризис международной дипломатии и политики. «Сейчас в мире наблюдается полное банкротство понятия справедливости. Причиной нарастания напряженности между странами региона, является отсутствие справедливости со стороны ведущих держав при решении международных проблем. В частности мы не видим справедливости со стороны США к нашему региону и Азербайджану». «Банкротство справедливости сейчас является самой немалый проблемой современного мира. Об этом в мире немного говорят, но все о нем знают», — констатировал Мамедов, добавив, что такое положение дел не может длительно длиться в нынешнем глобализирующемся мире.

Далее выступили шеф программ Международного института стратегических исследований (Великобритания) Адам Ворд, президент Института исследований проблем безопасности ЕС (Франция) Ирнерио Семинаторе, замдиректора Евразийского Энергетического Центра при Атлантическом Совете США Александрос Петерсон и другие, которые ещё констатировали недоверие государств к политике ведущих держав мира, к нынешней системе международной безопасности и права.